Пестициды и азиатские шершни: от чего гибнут французские пчелы
Во Франции с 22 по 24 июня проходят дни пчеловодства (API days) — в течение трех дней Национальный союз пчеловодов (Unaf) пытается привлечь внимание широкой публики к проблеме исчезновения пчел в стране. В интервью изданиям Libération и Le Dauphiné эксперты рассказывают о том, что происходит с французскими пчелами, и призывают власти отказаться от пестицидов в пользу агроэкологии.
В интервью Libération представитель Национального союза пчеловодов Франции Анри Клеман (Henri Clément) отмечает, что в 2016 году уровень производства меда во Франции стал самым низким в истории современного пчеловодства.
По словам Клемана, в прошлом году во Франции было произведено девять тысяч тонн меда. Чуть больше 20 лет назад в стране производили от 32 до 33 тысяч тонн меда в год, и Франция была европейским лидером в этой области. Спад производства начался в 1995 году, когда на французском рынке появился пестицид для протравливания семян Gaucho компании Bayer (который с тех пор запретили). После этого производство меда сначала упало до 20 тысяч тонн в 2011 году, а потом в среднем до 15 тысяч тонн в год. Прошлый год французский пчеловод называет «катастрофическим».
Среди причин «катастрофы» — пестициды, общее ухудшение экологии, болезни самих пчел и азиатские шершни, которые охотятся на пчел. По словам Анри Клемана, в последние несколько лет к этому списку добавился еще эффект от глобального потепления. «Зимы заканчиваются все раньше, зачастую теплеет уже в феврале-марте, и поэтому пчелы тоже начинают вылетать из ульев гораздо раньше, — сетует эксперт. — Затем, когда пчел уже много, снова начинаются заморозки, как это опять случилось в этом году в апреле и мае». А летом, из-за аномальной жары, вянут цветы, и «это драматическим образом сказывается на количестве меда».
Как объясняет Клеман, лично он стал замечать влияние климатических изменений на популяцию пчел с 2003-2004 годов. «Цветение начинается гораздо раньше, оно более интенсивно, но длится меньше, — говорит пчеловод. — А сильный северный ветер иссушает цветы, которым для производство нектара необходим достаточно высокий уровень влажности. Добавьте сюда периоды аномальной жары. И из всего этого вы получите смертельный коктейль для пчел».
В интервью региональному изданию Le Dauphiné глава Фонда исследования разнообразия видов Элен Субле (Hélène Soubelet) подчеркивает, что «популяция пчел существенно снижается только на севере Европы, но не в остальном мире».
По ее словам, помимо пестицидов и общего загрязнения окружающей среды, ключевую роль здесь играет «единообразие сельскохозяйственного пейзажа, что связано с преобладанием интенсивного сельского хозяйства». «Из-за монокультур и использования пестицидов исчезают некоторые редкие виды диких растений, необходимые для пчел», — отмечает исследовательница. Кроме того, как объясняет Субле, расширение городской застройки лишает пчел их естественной среды обитания.
Для спасения пчел Элен Субле не видит другого выхода, кроме изменения самой модели сельского хозяйства. «В краткосрочной перспективе необходимо снизить использование пестицидов и найти им альтернативу, — говорит она. — А в среднесрочной перспективе нужно изменить саму сельскохозяйственную модель. Наша нынешняя система интенсивного сельского хозяйства является разрушающей и все равно не позволяет накормить планету».
Анри Клеман призывает новые французские власти «решиться на необходимые реформы». «Нам нужна настоящая политика в области пестицидов. Необходимо полностью исключить неоникотиноиды (класс инсектицидов, которые влияют на центральную нервную систему насекомых и вызывают их смерть). А также глифосат (действующее вещество в составе средства от сорняков «Раундап» компании «Монсанто»)», — говорит эксперт.
Также, как и Элен Субле из Фонда исследования разнообразия видов, представитель Национального союза пчеловодов Франции призывает к радикальным переменам в области сельского хозяйства. «Главное, что необходимо, это работа над переориентацией сельского хозяйства. Нужно отказаться от агрохимии в пользу настоящей агроэкологии», — считает Анри Клеман.